Основные рекомендации по выбору книг для детей

дошкольного возраста

 1) Обратите внимание на содержание. Оно зависит от возраста детей.

Для малышей 2—З лет большое значение имеет поэзия малых форм (фольклорная, авторская) — потешки, прибаутки, короткие стихи А. Барто, С. Маршака в др.  

Малышам нужны известные народные сказки. Сказка должна быть короткой, имеющей простой, понятный, но яркий сюжет.

Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые  утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дает детям чувство своей осведомленности и устойчивости окружающего мира, помогает не только запоминанию, но и проживанию, присвоению. Классические детские сказки («Колобок», «Репка», «Теремок») построены на повторении одних и тех же фрагментов(знаменитая песенка Колобка, которая повторяется 5 раз,  бесконечные вопросы «Кто-кто в теремочке живет, кто- кто в невысоком живет» и ответы «Я. мышка-норушка, я, лягушка-квакушка...»).

 В более сложных народных сказках главный герой совершает как минимум три попытки, чтобы достигнуть своей цели, либо же три сестры или три брата похожим образом испытывают свое счастье. Все эти повторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть в их художественный смысл.

В 4—5 лет в жизнь дошкольника входят авторские сказки — Ш. Перро, Х. Андерсена, братьев Гримм и др. При выборе конкретных книжек этих авторов важно обращать внимание не только на оформление, но и на качество текста (т.е. перевода). Многие известные детские сказки изложены не детским языком. Они изобилуют причастными и деепричастными оборотами, словами, понятными только взрослым,  сложными синтаксическими конструкциями. Это затрудняет понимание,  делает чтение скучным. Приходится по ходу чтения разъяснять непонятные слова, упрощать  взрослый текст.

 2)Изложение сказки должно быть увлекательным доступным детям, иметь простую лексику, короткие предложения, явную интригу (тайну, загадку, которая разрешается в конце).

 3)Каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка  не надоедает дошкольнику,  она становится  более любимой и своей. Ребенок снова и снова проживает и переживает знакомые события,  не перестает волноваться за судьбу главных героев, бояться злодеев и радоваться счастливому концу.

Это помогает усвоить культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше осознать свое я. Дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время изображают себя ее главным героем, требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. Итак, в сказках главное — понимание их смысла, проникновение в их содержание.

 4) Важно читать рассказы познавательного содержания — о животных, явлениях природы, разных приключениях… Но  следует учитывать возрастные особенности дошкольников, их потребности и возможности.

Возраст 4-5 лет это время высокой познавательной активности,  «возраст вопросов» или «возраст почемучек».  

 Детей этого возраста интересует все: почему рыбки не тонут, а птички не падают с неба, из чего делают бумагу и пр. Эти вопросы  направлены на выяснение закономерностей живой в неживой природы. Ответить  и поддержать познавательную активность детей могут  книжки.  Но помните, что в дошкольном возрасте дети познают мир в основном наглядно-образным путем. Они строят образы на основе своего опыта, связывают их и создают свою картину мира. Поэтому им не обязательно давать научные понятия и естественно-научные обоснования устройства мира. Не стоит  перегружать детей анатомическими и физиологическими подробностями организма человека или животных. Достаточно просто связать интересующее их явление с тем, что они уже знают и понимают. Их интересуют сведения о том, какие бывают звери и птицы, где они живут, что едят, какие у них бывают родственные отношения и пр. Именно эту информацию могут дать познавательные книжки.   Здесь важны доступность, простота изложения познавательного материала.   Представить и усвоить все это помогают картинки.

5)Книжки  обязательно должны быть с картинками.  Дети  рассматривают картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают проникнуть в содержание текста, понять его. Они (в отличие от мультиков) позволяют «остановить мгновенье, еще и еще раз вернуться к любимому эпизоду в самостоятельно вспомнить, «про что было в книжке». Картинка в детской книжке — это не просто иллюстрация, это  средство проживания и присвоения текста.

  6)Выбирая книжку, оцените качество иллюстраций. Они должны быть большими, реалистичными, узнаваемыми и в то же время условными. Это не должны быть фотографии или натуралистические изображения, но именно картинки, передающие целостный образ персонажа или события.

Картинки должны располагаться в нужном месте, Дети как бы читают содержание текста по картинкам, изображение является для них зрительной опорой для восприятия и понимания происходящего. Поэтому картинки должны быть расположены рядом с тем текстом, который они иллюстрируют.

 Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вам сориентироваться в море печатной продукции для детей и  выбрать действительно хорошие книжки.